Город Сусуман
1936
Сусуманский район
Сусуман расположен на берегу реки Берелёх (бассейн Колымы).

Современное написание реки «Сусуман» (гидроним из эвенского кухуман «буран, позёмка, ветер») впервые появилось на маршрутной карте инженера-геодезиста К.А. Салищева в 1929 году. Путём через долину реки Сусуман в 1930-е годы часто пользовались геологоразведочные партии треста «Дальстрой».

В 1932 году был проведён шлиховой анализ проб, взятых партией геолога Е. Т. Шаталова в долине Сусумана, который показал, что в бассейнах рек Сусуман и Берелёх есть россыпное золото. В том же году в устье ручья Еврашкалах, правого притока речки Сусуман в её нижнем течении, на большой сухой лиственнице Шаталов сделал затёс с надписью: «Город Сусуманск», как будто предвидя будущее этого места. Позже результаты Шаталина подтвердили геологические партии К.А. Шахварстовой, Х.И. Калугина, А.Л. Лисовского.

В конце лета 1936 года в поисках богатых сенокосных угодий заключённые гулаговского совхоза «Эльген» Дальстроя вошли в долину реки Сусуман, где был заложен новый лагерь с совхозной усадьбой.
С 1937 года силами заключённых СевВостлага началось активное строительство посёлка, продолжавшееся и в годы войны. В августе 1937 года на базе лагеря организовано первое золотодобывающее предприятие района – прииск «Мальдяк». В 1938 году организовано Западное горнопромышленное управление (ГПУ) «Дальстроя» с центром в посёлке Сусуман, включившее в себя три уже существовавших прииска: «Мальдяк», «Ударник» и «Стахановец». Затем организованы прииски «Чай-Урья», «Контрандья», «Ленковый» и «Куранах». С этого времени Сусуман становится центром горной промышленности западного района Магаданской области.

В 1957 году Западное ГПУ было упразднено и все прииски переданы в подчинение отраслевому ГПУ Магаданского cовнархоза, а через 3 года было создано Сусуманское ГПУ для управления приисками, работающими на площадках Сусуманского района. 1 января 1970 года Сусуманское ГПУ реорганизовали, назвав его Сусуманским горно-обогатительным комбинатом (СГОК, СуГОК).

За досрочное выполнение заданий пятилетки по добыче золота, а также совершенствование организации производственного процесса и внедрение новой техники Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1971 году СуГОК был награждён Орденом Октябрьской Революции. Через 6 лет, в 1977 году, СуГОК разделили на 2 предприятия: Сусуманский ГОК и Берелёхский ГОК.
В 1953 году преобразован в рабочий посёлок. 12 декабря 1964 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР за подписью председателя Президиума ВС РСФСР Н. Игнатова и секретаря С. Орлова рабочий посёлок Сусуман Сусуманского сельского района Магаданской области преобразован в город районного подчинения. Первое заседание Сусуманского горсовета депутатов трудящихся состоялось 30 декабря 1964 года. Председателем горсовета был избран член КПСС Н. С. Иванов.

Промышленную среду Сусумана составили несколько крупных предприятий: СуГОК, ремонтно-механический завод (СРМЗ) — старейшее предприятие города, созданный на базе ремонтных мастерских и расположенный в районе Заречье, завод строительных материалов (кирпичный завод), пивоваренный завод, хлебозавод и мясо-молочный комбинат. В городе были открыты 5 общеобразовательных школ, детские сады «Ромашка», «Светлячок», «Чайка», музыкальная школа, горный техникум, больница, поликлиника. Действовали два кинотеатра — деревянный «Тайга» и каменный «Луч», построенные, соответственно, в 1950-х и 1970-х годах, и три дома культуры. Первый дом культуры был построен в 1940 году по инициативе начальника Западного горно-промышленного управления А. П. Сенатова.

В черте города находился совхоз «Сусуман», возникший в 1937 году на берегу небольшой речки Талон, который обеспечивал население района овощами и продуктами животноводства. В микрорайоне Берелёх была расположена одна из крупнейших автобаз области - № 5, организованная приказом по «Дальстрою» в 1937 году на 646-м километре Колымской трассы. Парк автомашин тогда насчитывал три единицы, а работников было девять человек.
Для выполнения решения по увеличению выпуска автомобильной техники в северном исполнении приказом Министра автомобильной промышленности СССР от 14 июля 1971 года № 226 было предусмотрено создание на Севере СССР постоянно действующей северной автомобильной испытательной станции (САИС). Для размещения этой станции выбрали город Сусуман.
В первый год существования Сусумана как города было организовано местное автобусное движение по расписанию, соединяющее центр города, Заречье, Берелёх, Ясную Поляну и пищекомбинат. В дополнение к этому организовали такси на легковых автомашинах «Волга». Также, Сусуман, расположенный у Колымской трассы, имеет и постоянное внешнее автобусное сообщение: с Магаданом, Усть-Нерой, и со многими посёлками области.

В городе действует аэропорт местных авиалиний, рейсы из которого связывают Сусуман с областным центром. Взлётно-посадочная полоса аэродрома позволяет обслуживать такие самолёты, как Ан-24, Як-40. С 2020 года используются модернизированные суда малой авиации ТВС-2МС и Ан-28.

Численность населения в 1959 году в Сусумане составляла - 13310 чел., в 1979 году – 16025 чел. Самое большое количество жителей было зафиксировано в 1989 году – 16818 чел. После 1991 года начинается постепенный отток граждан и к 2000 году их насчитывается 8901 чел. По итогам последней переписи населения в 2021 году в городе Сусумане проживало 4439 человек.

В Сусумане родился, рос и в спортивной школе города начал свою карьеру Вячеслав Яковлев – трижды абсолютный чемпион СССР по боксу.